- На Бабьи каши кружит вьюга и стоит морозная погода – жди холодного и ненастного лета.
- Стоит ясная и солнечная погода – к хорошему урожаю проса.
- Если после захода солнца небо станет багряно-красным, то грядут суровые морозы.
- Вороны не находят себе места – будет вьюга.
- Зяблик запел – оттепель не за горами.
- Защебетали синицы – ночью будут заморозки.
- Если 8 января взять в руки снег и он к ним прилипнет, то скоро наступит тепло.
- Если во время приготовления каши она пригорела, то жди частых снегопадов.
- Пламя в печи озаряется белым, а не красным цветом – жди потепления.
Народный праздник «Бабьи каши» отмечается 8 января (по старому стилю – 26 декабря). В этот день было принято чествовать повивальных бабок. Бабок прозвали повивальными, потому что они должны были спеленать новорожденного, «свить» его таким образом, чтобы он не выбрался из пеленок и не был стесненным в движениях.
Другие названия праздника: «Собор Пресвятой Богородицы», «Святки», «Бабий праздник», «Ефим».
История праздника уходит в далекое прошлое. Считалось, что повивальные бабки являются дальней родней всех тех семей, где они принимали роды. К оказанию помощи при родах допускались не все, а только те, кто достиг уже немолодого возраста и тоже являлся матерью. Лишь при выполнении этих условий и наличии «умелых рук» женщина могла стать повивальной бабкой.
Традиционно на Бабьи каши ходили в гости к повитухам. Им приносили различные угощения: пироги, блины; вручали подарки. Согласно поверью, если беременная женщина преподнесет дары повивальной бабке, то роды ее пройдут легко. Пришедших гостей встречали особой кашей: сытной и вкусной, на которую не жалели ни молока, ни масла, ни сливок. Отсюда и пошло название праздника.
Ни одни роды не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.
А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».
И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей:
«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!».
И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье,
которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали:
«Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка.
Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».
И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Именины в этот день.
Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Давид, Дмитрий, Ефим, Иосиф, Исаакий, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Николай