Первую часть своего названия день получил в честь апостола Петра — одного из учеников Иисуса Христа; он также считается первым Папой Римским. Эту дату церковь выбрала для поклонения «честным веригам» святого Петра — известной христианской реликвии. Под веригами понимаются цепи, которыми, по преданию, апостола Петра сковывали во время арестов — в 42 году в Иерусалиме и в 64 году в Риме.
В народе день поклонения «честным веригам» был одним из сельскохозяйственных сроков. Богобоязненные люди в этот день непременно заказывали молебны апостолу Петру, полагая, что это обеспечивает урожайный год. В некоторых местах 29 января осматривали не только корма для скота, но и запасы жита в амбарах, также полагая, что если обнаружится излишек это к добру, к достатку и хорошему урожаю.
Про день поклонения веригам апостола Петра малороссы замечали: «На Петра вериги, трутся крыги (льдины)», имея в виду, что с этого времени лед начинает истончаться и ломаться. По другим приметам, если в этот день ветер дует с северной стороны — быть морозу. В то же время мороз в Петров день — предвестник летней жары.
У сербов праздник поклонения честным веригам назывался «Верижаци» и соотносился с одним из «волчьих дней». В этот день для защиты от волков избегали работ, связанных с прядением и ткачеством, а также с колющими и режущими предметами. Кроме того, нередко прятали все, что хотя бы отдаленно напоминало волчьи зубы (например, ножницы, гребни и пр.). В некоторых местах в этот день «замыкали» очаг: с целью оградить скот от волков на него вешали цепи, а к цепям подвешивали камни по количеству животных в хозяйстве или ключ.
Вторая часть названия — полукорм — говорит сама за себя. 29 января было принято оценивать, сколько корма для скота осталось до начала весеннего выпаса. Если сена и соломы насчитывали меньше половины того, что было запасено на зиму, начинали экономить. По этому поводу говорили: «Постится скотина, если хозяин корму не припас»; «От Петра-полукорма — половина зимнего корма». Благодаря вниманию, которое хозяева в этот день уделяли домашним животным, святой Петр начал считаться покровителем домашнего скота.
Существовала такая поговорка: «Коль есть метла до костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец — хлебу конец». Правда, употребляли ее не в сам Петров день, а раньше — при продаже выращенного льна. Это означало следующее. Метла и кострика (продукты льноводства), как товар малоценный, не обещали больших барышей, и денег, вырученных от их продажи, хватало на покупку хлеба только до дня Петра-полукорма. Синий лен (синец) и лен-звонец сулили плохой торг, а следовательно, голодную жизнь.
Сны, приснившиеся 29 января означают следующее: медведь снится к матерому врагу; новый дом — к спокойной, беззаботной жизни; лес снится — к заблуждению во взглядах; пить компот во сне — к приезду гостей; прыгать во сне — к унижению; обуваться — к дороге; закрывать двери или замки — к воровству; молиться во сне — к примирению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий